На днях вышла в свет новая книга товарища Энвера Ходжа «Еврокоммунизм — это антикоммунизм». Наряду с другими его выдающимися произведениями, эта книга является новым ярким свидетельством беспрестанной принципиальной борьбы, которую Албанская партия Труда вела и ведет против современного ревизионизма всех мастей, вкладом большого значения нашей партии и товарища Энвера Ходжа в эту историческую борьбу.
Книга «Еврокоммунизм — это антикоммунизм» состоит из четырех разделов. Первый раздел посвящен анализу вопроса о появлении основных течений современного ревизионизма и его роли в стратегии империализма. Второй и третий разделы подробно освещают вопросы, связанные с образованием, антимарксистской, реформистской и оппортунистической сущностью и контрреволюционной ролью «еврокоммунизма» на службе у буржуазии и империализма, как и взаимоотношения между «еврокоммунизмом» и остальными течениями современного ревизионизма. Четвертый раздел трактует некоторые существенные вопросы развития марксистско-ленинского и революционного движения в наши дни.
В книге «Еврокоммунизм — это антикоммунизм» глубоко, на научных основах анализируются и основательно, с марксистско-ленинских позиций разоблачаются буржуазно-оппортунистические теории и практика «еврокоммунистов», их контрреволюционные цели и ухищренные тактические приемы. В ней не только подвергаются критике и изобличаются взгляды и действия «еврокоммунистических» ревизионистов, представляемых главным образом ревизионистскими партиями Италии, Франции и Испании, но и трактуются и даются решения крупным и острым проблемам, занимающим ныне революционное движение рабочего класса и освободительную борьбу народов. Книга товарища Энвера Ходжа «Еврокоммунизм — это антикоммунизм» является дальнейшим обогащением и углублением того анализа, которому АПТ подвергала различные течения современного ревизионизма — хрущевский, югославский, китайский и другие разновидности ревизионизма.
Большое место отводит товарищ Энвер Ходжа в своей книге условиям и причинам появления и эволюции современного ревизионизма и его варианта, «еврокоммунистического» течения. Появление и развитие современного ревизионизма товарищ Энвер Ходжа тесно связывает с новой стратегией империализма, прежде всего американского империализма. Его общий вывод таков, что ревизионизм является продуктом всестороннего давления буржуазии и империализма на рабочее и коммунистическое движение и на социалистические страны, продуктом капитуляции перед этим давлением.
Товарищ Энвер Ходжа отмечает, что условия буржуазной легальности, в которые перешли коммунистические партии во многих странах Запада после разгрома фашизма, относительно мирное развитие капитализма, как и благоприятная экономическая конъюнктура, сложившаяся в этих странах в первый период после второй мировой войны, плюс к этому и наплыв американских капиталов на основе «Плана Маршалла», рост прослойки рабочей аристократии и т.д. — вот некоторые из причин, ставших источником распространения оппортунистических и ревизионистских тенденций в Западной Европе. «Под воздействием этих обстоятельств, — пишет товарищ Энвер Ходжа, — программы коммунистических партий все более и более сводились к минимальным демократическим и реформистским программам, тогда как идея революции и социализма все более и более отодвигалась на задний план. Великая стратегия революционного преобразования общества уступила место малой стратегии злободневных, мелких вопросов, которая была возведена в абсолют и стала генеральной политической и идеологической линией». Так, когда появился хрущевский ревизионизм, в таких коммунистических партиях, как итальянская, французская, английская, испанская и т.д. была уже подготовлена почва для воспринятия его и объединения с ним в борьбе против марксизма-ленинизма. Товарищ Энвер Ходжа подвергает суровой и принципиальной критике все теории и проповеди «еврокоммунистов», изложенные во многих материалах и официальных документах ревизионистских партий Италии, Франции и Испании, как в речах и докладах Берлингуэра, в книге Каррильо «Еврокоммунизм и государство», в тезисах, изложенных Марше на XXII и XXIII съездах французской ревизионистской партии. Он указывает, что эти взгляды ведут начало от Прудона, Бернштейна и Каутского, от Браудера и других оппортунистов и ренегатов. Теперь, как пишет товарищ Энвер Ходжа в своей книге, еврокоммунисты сошлись не только в теории, но и в практической деятельности со старой европейской социал-демократией, слились с ней в единое контрреволюционное течение на службе у буржуазии.
Главная цель «еврокоммунистов» заключается в том, чтобы подорвать революцию и во что бы то ни стало отстоять капиталистический строй. С этой целью они отрицают историческую миссию пролетариата, как могильщика капитализма, как и руководящую роль коммунистической партии. «Еврокоммунисты» объявляют революцию нежелательной, опасной и ненужной, распространяют иллюзии о буржуазном государстве, которое выдают за надклассовое государство, приукрашивают буржуазную демократию, выдавая ее за демократию для всех, а ее учреждения — способными произвести социалистическое преобразование общества. Они проповедуют «демократический», «мирный» переход к социализму путем так называемых «структурных реформ» в рамках нынешних буржуазных конституций, без слома буржуазной государственной машины, проповедуют классовое сотрудничество с буржуазией и ее партиями в виде «исторического компромисса» или «исторического блока левых сил». Все эти и другие антимарксистские и контрреволюционные проповеди «еврокоммунистов» становятся в книге товарища Энвера Ходжа предметом всесторонней, глубоко обоснованной, марксистско-ленинской критики.
Идя по стопам XX съезда КПСС и антикоммунистической пропаганды, «еврокоммунисты» всеми средствами порочат подлинное социалистическое общество, которое строится на основе учения Маркса, Энгельса, Ленина и Сталина, называя его «антидемократическим» обществом, и обрушиваются с нападками на диктатуру пролетариата. Они отказываются от основных принципов нашего социалистического общества, таких как безраздельное руководство пролетарской партии и управление хозяйством со стороны социалистического государства на основе принципа демократического централизма, ликвидация капиталистической частной собственности и замена ее социалистической собственностью и т.д. Они проповедуют «демократический социализм», который по сути дела является ничем иным, как точной и самой типичной картиной нынешнего буржуазного общества. «Общество «демократического социализма», проповедуемое ныне еврокоммунистами, — пишет товарищ Энвер Ходжа, — это общество, существующее теперь в их странах. Они стоят за то, чтобы только кое-как ретушировать это общество, с тем, чтобы старая европейская буржуазия, стоящая одной ногой в могиле, выглядела молодой невестой, полной жизни и энергии. По еврокоммунистам, достаточно одной ретуши, достаточно законсервировать сектор государственного капитализма наряду с частным сектором, создать какой-либо рабочий консультативный совет при дирекции предприятия, разрешить профсоюзным лидерам трубить на площадях о справедливости и равенстве, достаточно того, чтобы ревизионисты получили какое-либо кресло в правительстве и... социализм приходит сам собой».
Отношение к империализму, — указывает далее товарищ Энвер Ходжа, — было и остается разграничительной линией между подлинными революционными, патриотическими и демократическими силами, с одной стороны, и силами реакции, контрреволюции и национальной измены — с другой». И в этом великом принципиальном, жизненно важном вопросе «еврокоммунисты» своими проповедями, взглядами и действиями полностью доказали, что являются врагами свободы и независимости народов, охвостьем империализма. В своей книге «Еврокоммунизм — это антикоммунизм», товарищ Энвер Ходжа на многочисленных фактах и аргументах доказывает, что подобно тому, как стали защитниками буржуазного строя в своих странах, ревизионистские партии Западной Европы стали не менее пламенными борцами за сохранение империалистической системы в международном масштабе, защитниками буржуазно¬империалистического статус-кво на всех фронтах.
«Еврокоммунисты» стали поборниками политики империалистических блоков. Они не раз одобряли принадлежность своих стран к НАТО, объявили «приемлемой действительностью» Общий рынок и Объединенную Европу, организмы, которые, в сотрудничестве с американским империализмом, стремятся сохранить эксплуататорскую капиталистическую систему и господство крупных монополий, подавить революцию и поработить народы. «Еврокоммунисты» — отмечает товарищ Энвер Ходжа, — не только не выступают против американского диктата, не только не борются за укрепление национальной независимости и суверенитета западноевропейских стран, но и мирятся с гегемонистским и экспансионистским курсом США. И их так называемое выступление против агрессивных действий советского социал-империализма противоречиво: они говорят против подобных действий вполголоса. «Еврокоммунисты» осудили советскую агрессию против Чехословакии, но Ж. Марше открыто выступил в поддержку фашистской оккупации Афганистана советским социал-империализмом, подобно тому, как все они вместе одобрили его вмешательство в дела Африки и рассылку советского оружия во все концы мира. Все действия «еврокоммунистов» свидетельствуют о том, что они отказались от принципов пролетарского интернационализма, от поддержки революционного и освободительного движения других стран.
Подвергая анализу отношение «еврокоммунистов» к международным событиям, к нынешней борьбе пролетариата и народов против буржуазии и империализма, товарищ Энвер Ходжа приходит к общему выводу, что так называемые «еврокоммунистические» партии выродились в учреждения буржуазной власти, задающиеся целью подорвать революцию и сохранить капитализм, в орудие империалистической политики.
Эволюция «еврокоммунизма» до «ревизионизма без маски», как называет товарищ Энвер Ходжа нынешний испанский ревизионизм Каррильо, является ярчайшим свидетельством того, куда ведет ревизионистское течение. Раскрыв карты всех современных ревизионистов, «еврокоммунисты» открыто выступили не только против Сталина, но и против Ленина и ленинизма, заявив, что неприемлемо считать ленинизм марксизмом наших дней, что марксизм-ленинизм устарел.
Выступление «еврокоммунистов» против ленинизма — это в порядке вещей. «Подобно Хрущеву, который не мог разгромить социализм в Советском Союзе, не избавившись от Сталина, — пишет товарищ Энвер Ходжа, — и еврокоммунисты не могут саботировать и окончательно подорвать революцию, не вычеркнув Ленина из умов и сердец трудящихся». Открыто выступив против ленинизма, — указывает товарищ Энвер Ходжа, — «еврокоммунисты» оказывают еще одну услугу буржуазии, которая нашла в них прилежных лакеев из рядов якобы левых сил, готовых обрушиться на марксизм-ленинизм и коммунизм в такое время, когда средства явного буржуазного и социал-демократического антикоммунизма уже дискредитированы.
Книга товарища Энвера Ходжа «Еврокоммунизм — это антикоммунизм» дает яркую картину того, как все течения и разновидности современного ревизионизма — браудеризм, маоцзэдунизм, титизм, хрущевизм и «еврокоммунизм», невзирая на известные различия между ними, полностью сходятся в основных вопросах, практических действиях и целях, имея общим знаменателем неприязнь к марксизму-ленинизму, революции, социализму и делу освобождения народов, идею защиты буржуазного и империалистического господства. Они отличаются лишь с точки зрения интересов буржуазных и империалистических группировок, которые они представляют, как и тактическими приемами и формами борьбы. Яркое свидетельство тому — визит Берлингуэра в Китай и его сделки с китайскими ревизионистами, где были стерты, как несуществующие якобы принципиальные и глубокие многолетние разногласия между ними. Об этом говорит также примирение Марше с советскими ревизионистами, что было так громогласно продемонстрировано на парижском совещании ревизионистских партий, организованном советскими социал-империалистами.
|
|
|
|
ЭНВЕР ХОДЖА
«Еврокоммунизм — это антикоммунизм»
(«Избранные произведения», том V, стр. 859-1092)
|
|
|
|
|
Основной вывод, к которому приходит товарищ Энвер Ходжа, таков, что для продвижения вперед дела победы революции, социализма и национального освобождения народов, необходимо вести решительную борьбу до конца против всех течений современного ревизионизма. Никаких иллюзий не следует строить ни об одном из нынешних разновидностей ревизионизма, будь это советский ревизионизм, в основе которого лежит пресловутый курс XX съезда КПСС, китайский ревизионизм, основанный на маоцзэдунъидее, югославский или «еврокоммунистический» ревизионизм.
В последнем разделе своей новой книги товарищ Энвер Ходжа трактует некоторые основные проблемы, касающиеся развития марксистско-ленинского движения, укрепления и закалки революционных партий рабочего класса, поставивших себе задачу поднять и понести вперед брошенное ревизионистами знамя революции, освобождения народов и социализма.
Особое внимание уделяет товарищ Энвер Ходжа работе марксистско-ленинской партии с массами, ее работе по их подготовке к грядущим революционным битвам, работе среди рабочего класса и отношению партии к профсоюзному движению в ее усилиях к достижению единства рабочего класса в борьбе как против оппортунистических и либеральных, так и против сектантских взглядов, работе партии среди буржуазной армии и т.д.
Революция и социализм, — отмечает в заключение товарищ Энвер Ходжа, — представляют собой единственный ключ, нужный пролетариату и трудящимся массам для разрешения непримиримых противоречий капиталистического общества, для уничтожения угнетения и эксплуатации, для утверждения подлинной свободы и равенства. «Капитализм, — пишет он, — это строй, обреченный историей. Ничто — ни отчаянное сопротивление буржуазии, ни измена современных ревизионистов не смогут спасти его от неминуемой гибели. Будущее принадлежит социализму и коммунизму».
С выходом в свет книги товарища Энвера Ходжа «Еврокоммунизм — это антикоммунизм», являющимся новым важным событием в идеологической жизни нашей партии и нашей страны, албанские коммунисты и трудящиеся получают мощное оружие в своей работе по повышению своего идейно-политического уровня, которое поможет им поднять на новую высоту и сделать еще более действенной борьбу против современного ревизионизма, еще глубже освоить партийную линию и глубже понять современную международную обстановку, всегда успешно выполнять великие задачи по построению социализма и защите родины.