РУБРИКА
«ПЕРЕЛИСТЫВАЯ СТРАНИЦЫ ЗАПРЕЩЕННОГО В СССР ЖУРНАЛА "НОВАЯ АЛБАНИЯ"...»

  Энвер Ходжа
Писатели и работники искусства — помощники партии в деле коммунистического воспитания наших людей
статистика
 
Приложение к  журналу «НОВАЯ АЛБАНИЯ» № 1 за 1975 год, 
с речью товарища Энвера Ходжа на заседании Секретариата ЦК партии 20 декабря 1974 года о выполнении задач, 
поставленных 4-м пленумом ЦК партии перед литературой и искусством 
 
<<  На предыдущую страницу На следующую страницу  >>

1 2 3 4 >> Текущая страница 5 << 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

     Перейти на главную страницу сайта           Перейти на главную страницу сайта     

Журнал "Новая Албания" № 1 за 1975 год (обложка) Приложение к журналу "Новая Албания" № 1 за 1975 год (обложка Приложения)
Приложение к журналу "Новая Албания" № 1 за 1975 год (2-ая страница обложки Приложения) Приложение к журналу "Новая Албания" № 1 за 1975 год (1-ая страница Приложения)
Журнал «Новая Албания» № 1 за 1975 год
со специальным Приложением

(с 1961 года журнал распространялся в СССР нелегально)

Считаю, что отчитываясь здесь, перед Секретариатом Центрального комитета, следует, как и перед любым партийным органом, поднимать наиболее досконально изученные проблемы. Было бы хорошо, если бы в этих отчетах, вместо сухого перечисления цифр и отдельных фактов, нам была представлена исчерпывающая и ясная картина той работы, которая ведется в связи с разъяснением, пониманием и дальнейшим творческим развитием данных директив Политбюро или Центрального комитета партии.
Я спрашивал у товарищей из Министерства просвещения и культуры, а также и у товарищей из аппарата Центрального Комитета, ведающих вопросами литературы и искусства, как обстоит дело с активизацией писателей, поэтов и других творческих работников искусства, интересовался — не перегружают ли их конторской работой, что может тем или иным образом затянуть их в русло бюрократизма. Этот вопрос был задан мною потому, что я считаю, что Союз писателей и работников искусства не должен превращаться в бюрократический орган, а должен быть центром, где станут подвергаться живому обсуждению проблемы философии, искусства, эстетики и т.д. Нельзя допустить, чтобы Союз писателей и работников искусства превратился просто-напросто в орган контроля над творчеством всех писателей и поэтов страны; задача его состоит, прежде всего, в том, чтобы всемерно поощрять их писать как можно лучше.
Именно поэтому я и посоветовал нашему выдающемуся революционному поэту Дритеро Аголлы, который является к тому же председателем Союза писателей и работников искусства, отойти от рутины и бюрократизма Союза и рассказать нам на этом заседании о состоянии и развитии нашей поэзии. И он с полной осведомленностью осветил нам этот вопрос.
За эти 30 лет в нашей стране, завоевавшей свободу и строящей социализм, достигнуты многочисленные успехи, как в экономической, так и в культурной областях. Нет ни малейшего сомнения в том, что не будь у нас Партии труда, ее правильной марксистско-ленинской линии, народной власти и диктатуры пролетариата, и не веди мы непрерывную классовую борьбу, нам никогда не удалось бы достигнуть этих успехов. Все эти факторы способствовали осуществлению великих социально-экономических преобразований и, наряду с ними, многостороннему воспитанию трудящихся. Материальная и духовная жизнь нашего народа в корне изменилась, шагнула вперед. Люди трудятся, производят, созидают, учатся и потребляют.
В ходе этого поступательного процесса партия постоянно подвергала многостороннему анализу его ключевые моменты, что помогло коммунистам и всем трудящимся видеть как положительные, так и слабые стороны нашего развития.
Некоторые люди не оценивали в должной мере этого анализа, не усматривали в нем сути политики и философии партии, стремящейся показать, что результаты каждого данного этапа имеют как положительные, так и сопровождающие их слабые стороны, что на каждом этапе действуют свои положительные и отрицательные факторы, которые в свою очередь могут носить объективный или субъективный характер. Эти люди считают, что ход общественной жизни не зависит от воли и желания людей и что события, хотят они того или нет, принимают заранее «предопределенный» оборот. Эти люди только на первый взгляд отличаются от тех, кто философствует подобно идеалистам и мистикам, но ничуть не отличаются от них по своему мировоззрению. Раньше говорили и верили, что «чему быть, того не миновать», что существует «сверхъестественная сила, против предопределений которой нет никакого смысла протестовать». Эту сверхъестественную силу приписывали «Богу, Всевышнему, Христу, Пророку» и целому сонму разных святых. И сейчас еще есть люди, мыслящие метафизически и верящие в существование неких сил, которые они возводят в факторы, якобы определяющие ход развития. Таковыми они считают «бюрократию, администрацию, эгоизм, частнособственнические настроения, честолюбие, положение в обществе и т.п.» Божество в их представлениях претерпело метаморфозу, и свое преклонение они перенесли на те мировоззрения и устои, которые утверждали идеалистическую идеологию и образ жизни капиталистической буржуазии, торговцев и ростовщиков. Сфера действия этих людей при нашем строе, естественно, сузилась и продолжает суживаться, но их вредные взгляды все еще продолжают оказывать свое тлетворное влияние. Эти, все еще бытующие у нас взгляды продолжают проявляться в разных формах и очень часто воспринимаются как обычные и безвредные, так как прикрываются образом мыслей, который якобы вполне уживается с законами, обычаями, а иногда даже и новым «патриотизмом» эпохи партии. Это именно тот мелкобуржуазный образ мыслей и те буржуазные и мелкобуржуазные пережитки, против которых марксистско-ленинская партия боролась и будет бороться вплоть до построения бесклассового общества.
Не следует полагать, что люди уже стряхнули с себя эти пережитки, нельзя уповать на то, что с помощью серии морализующих статей можно бесследно изжить эти опасные пороки и мировоззрения, не надо думать, что с ростом уровня жизни народа люди приобретают иммунитет от этих «недугов». Напротив, может произойти их возобновление, причем с возгласами «Да здравствует партия, которая создала нам изобилие». Но вместе с изобилием и благосостоянием партия должна формировать у людей и общества такое мировоззрение, такие обычаи, такие чувства, вкусы, этику, внедрять в их сознание такую революционную философию, которые бы пресекли возможность, как возрождения, так и распространения мелкобуржуазных и буржуазных взглядов.
Конечно, это не легкое дело и именно на этом основывают буржуазия, капитализм свои надежды на «крах социалистического общества», на «провал коммунизма». Капитализм рассчитывает именно на ту философию, на те воззрения и экономические отношения, на которых зиждется его власть и с помощью которых он стремится упрочить ее. Весь базис, вся надстройка капиталистического общества ставят человека под двойной гнет: духовный и физический. Царство капитала, религии, аристократии и буржуазии на протяжении всей истории человечества наталкивалось на сопротивление со стороны прогрессивных сил, в борьбе против прогресса оно было сильно подорвано. В настоящее время капитализм находится в стадии своего загнивания. Капитализм, империализм одну за другой утрачивали свои экономические, политические и идеологические позиции. Революция, борьба народов подтачивают его устои. Марксизм-ленинизм указывает народам путь к новой жизни, к социализму и коммунизму. Однако не следует думать, что капитализм сложил оружие перед лицом поражений, которые он терпит. В своих устремлениях он делает основную ставку именно на варварские удары и империалистические захватнические войны, которые ведет, чтобы удержать порабощенные народы под своим ярмом, однако немало рассчитывает он и на те взгляды и пережитки, которые все еще отягощают сознание людей и держали их всю жизнь в своем плену.
Никогда еще империалистическая пропаганда не достигала такого размаха и изощренности, как теперь в борьбе за разложение людей и общества в целом, за возрождение во всех формах и во всех их проявлениях пороков, чувства сентиментальности, алчности, эгоизма, разбойничества, бандитизма прошлого тех людей и тех обществ, которые поддерживали его власть. Все это раскрывает жестокое обличье капитала и говорит о его вырождении. Подобный образ жизни проповедуется им опять-таки с одной целью — продлить свое существование и господство, воздействуя на народы своей пропагандой, подорвать их боевой дух и увести их с революционного пути.
Капитализм и империализм боятся революции, пролетариата, а не люмпена или тех демократов и социалистов, которые опрыскивают их розовой водой, и не современных ревизионистов, как-то советских или других, изменивших идеям марксизма-ленинизма. Все они, какой бы псевдореволюционной идеологией ни прикрывались, являются силами и орудиями контрреволюции, которые капитализм и империализм используют в своих целях.
Перед лицом такого положения, ни на минуту не забывая о той опасности, которой оно чревато, наша партия учит и воспитывает людей, вовлекает их в борьбу за построение социалистического общества, консолидацию достигнутых завоеваний и нацеливает их на закладку основ для достижения новых целей, которые мы перед собой ставим. Каждый гражданин нашей страны должен, таким образом, глубоко осознать то, что имеет в виду партия, говоря о «необходимости всеми силами бороться против внешнего и внутреннего давления буржуазной и ревизионистской идеологии». Этот двуликий, а по существу один единый враг, существует реально, а не в нашем воображении. Борьба должна быть активной, не прекращаться ни на один день, вестись во всех сферах жизни, и прежде всего против самого порождающего чуждые нам проявления образа мыслей. Борьба должна вестись всеми средствами, путем воспитательной работы в школе, на производственных предприятиях, на полях, на работе и дома, в семье, непосредственно с матерью, женой, сестрой, детьми, с соседями, со всеми нежелательными проявлениями, посредством поощрения всего хорошего и порицания дурного. Если мы будем действовать так, то шаг за шагом восторжествуем над врагом. Не дадим прорасти посеянному им дурному семени, вырвем его в самом зародыше!
Чрезвычайно большую роль могут сыграть в этом деле писатели и вообще все творческие работники искусства. Они необходимы народу и партии. Своим творчеством, своим талантом они должны еще больше способствовать уничтожению в темных закоулках сознания людей тех пережитков, речь о которых шла выше, воспевать величие социалистического мира и благородные черты его новых людей. Под руководством партии литераторы и работники искусства должны повести глубокую идеологическую и политическую работу, усиленно внедрять новую мораль и этику с тем, чтобы противопоставить их влиянию и тлетворному духу старого мира и мира современных капиталистов и ревизионистов, чтобы освещать и прививать нашим людям высокие коммунистические моральные черты и качества. Они должны стремиться выполнять роль помощников партии в деле формирования нового человека. Приходится здесь, к сожалению, отметить, что многие коммунисты и руководители парткомов и государственных учреждений не понимают всего значения литературы и искусства. Золотые слова Ленина о роли литературы и искусства в воспитании масс они часто приводят в своих выступлениях, а когда доходит до дела, то недооценивают их или вовсе о них забывают.
Партия способствовала тому, чтобы в развитии литературы и искусства был достигнут большой качественный скачок вперед. Жизнь в нашей стране настолько велика, обширна и многообразна, так прекрасна и открыта, что окунувшись в нее, просто невозможно не вдохновиться на что угодно: на роман, стихи, драму, музыку, комедию и т.д.
Товарищи писатели, поэты, музыканты, артисты, актеры и режиссеры драматических театров, театров оперы и балета, кинематографии и др., вдохновляемые трудом и подвигами народа, достигли огромных успехов в развитии литературы и искусства в нашей стране. Об этом наилучшим образом свидетельствует и литературно-художественное творчество, осуществленное к 30-й годовщине со дня освобождения нашей родины. Писатели и деятели искусств, вдохновленные решениями 4-го пленума ЦК АПТ, встретили этот великий юбилей множеством прекрасных произведений. Эти достижения, наряду со всем прочим, свидетельствуют о тех возможностях, которые открываются, когда у власти стоит народ, руководимый такой революционной марксистско-ленинской партией, как наша Партия труда.
При чтении произведений разных зарубежных авторов, мне попадались и такие, которые мне понравились, например, классические произведения выдающихся французских поэтов и прозаиков и др., и такие, которые мне совсем не понравились, например, многие новые романы, которые я через силу дочитывал до конца, а затем, сказать по правде, выбрасывал вон, поскольку они совершенно бесполезны. Не говоря уж о современных «стихах», которые мне привелось читать: они стоят настолько низко, что это даже трудно себе представить. Читая эти стихи, я не раз задавался вопросом: Что же представляют собой люди, занимающиеся подобным рифмоплетством?!
И именно на фоне всего этого одурманивающего и лишенного всяких ценностей творчества, все больше возрастает величие нашей литературы и нашего искусства социалистического реализма, достоинства наших необыкновенно прекрасных народных песен и плясок.
Среди наших поэтов и прозаиков есть авторы, создающие прекрасные литературно-художественные произведения, есть такие, которые пишут более слабо, и, наконец, имеются такие, работы которых оставляют желать много лучшего. Кто же может помочь этим последним, в особенности начинающим поэтам и писателям, пойти вперед? В этом отношении необходимо проявить о них большую заботу с тем, чтобы помочь им и поддержать их, и сделать это должны в первую очередь наши уже признанные писатели и поэты, а также те, кто более подготовлен, нежели молодые. Однако первоочередная и постоянная помощь, которую мы должны им оказывать, состоит в том, чтобы научить их сознательно воспринимать реальную действительность нашей страны и нашего народа. Они сами должны учиться воочию видеть и чувствовать сердцем бурное поступательное движение вперед жизни народа и верно отображать его в своем многообразном творчестве. В этом развитии нужно уметь увидеть самые разнообразные и среди них наиболее глубокие его аспекты, которые раскрываются посредством изучения материальной жизни и возникающих на каждом периоде чувств, посредством столкновения мнений, порождаемых внутренними и внешними противоречиями, которые были и будут неотделимы от жизни каждого народа, во все времена и в любом уголке мира, где бы и когда бы он ни жил и ни боролся за свое существование, за лучшую жизнь, за свободу, экономическую и политическую независимость.
Если мы находим хорошими стихи Дритеро Аголлы, то причина этого кроется в том, что они выражают чистые чувства народа, связаны с действительностью, с людьми труда, с родной землей, с ее плодами и цветами, трубами комбинатов, с заботами и радостями людей в их семейном кругу. Поэт, плохо знающий реальную действительность, каким бы ярким воображением он ни обладал, не сможет написать впечатляющую поэму. Если же силу своего воображения он удачно переплетет с объективной действительностью страны, с живой жизнью народа и постарается к тому же избегать в своих произведениях выспренных выражений и пышных фраз, то он сможет стать настоящим писателем. К примеру, я считаю, что у Джевахира Спахиу и ряда других молодых поэтов много мыслей, но форма, в которую они их облекают, не всегда жизненна и реальна. От них самих зависит приложить усилия к тому, чтобы теснее связаться с народом; их товарищи же и партия должны всячески поощрять их к этому; нужно, чтобы народ они видели не через одну только призму своего воображения, а для этого им следует окунуться в самую гущу жизни, познать ее во всем ее стремительном течении и размахе со всеми зигзагами и поворотами, которые приходится преодолевать народу на пути к целям, поставленным перед ним партией; пусть им станет ясно, что не все в жизни — поле с цветами.
Нас не должно обескураживать, что, как здесь было сказано, среди нашего молодняка не видно пока новых дарований крупного калибра. Следует учитывать, что не так уж легко за короткое время создать по-настоящему высокохудожественную вещь — стихи, роман и т.д. Чтобы создать стоящее произведение, нужно время, кроме того необходимо вступать в контакты с людьми, войти в массы, и не только для того, чтобы почерпнуть там сюжет для романа или стихотворения, а затем сразу же уехать из деревни или уйти с фабрики, считая, что этого уже вполне достаточно. Так не напишешь хорошего, удачного произведения, поэтому писатель должен научиться запросто и подолгу беседовать с людьми, узнать, как я уже сказал, чем они живут и дышат, с какими трудностями сталкиваются, чему радуются и печалятся, к чему стремятся и о чем мечтают.
Большинство наших молодых литераторов обладают известным культурным кругозором, но долг их состоит в том, чтобы эту культуру тесно связать с жизнью страны, с директивами партии. Если они будут вдохновляться жизнью народа и правильной линией партии, то, я уверен, что со временем и молодые созреют и добьются признания.
Существует два вида взглядов на развитие жизни: один — идеалистический, мистический, пессимистический и консервативный; и другой — реалистический, в революционном духе, результат материалистического анализа событий и истории, полный веры в изменение и дальнейшее положительное развитие истории, и перерастание общества в общество без классов. Последний становится достоянием и мировоззрением тех людей с высокими моральными и революционными качествами, которые, примыкая к передовым классам, беспощадно громят весь ненавистный идеологический и морально-политический арсенал реакционных сил. Чтобы помочь молодым дарованиям, воспитать их, необходимо научить их, идеологии, которой руководствуются наша партия и наш рабочий класс — марксизму-ленинизму, и сделать его понятным им.
Нужно научить молодых писателей и других творческих работников искусства читать открытую книгу социалистической жизни нашей страны, изучать ее и глубоко вникать в содержание этой замечательной книги. Добиться того, чтобы они полюбили каждую «буковку» в этой книге жизни, увидели и ощутили могучий пульс пламенных чувств и желаний народа, его силу. Мы должны работать с ними так, чтобы они воочию убедились в колоссальных его достижениях во всех областях, увидели, что наш новый человек социалистического общества, под руководством марксистско-ленинской партии, преобразил равнины и горы, обуздал стремительное течение рек и на пустом месте воздвигнул целые города. Мы должны добиться того, чтобы эти молодые люди постигли всю красоту, весь этот богатый колорит наших людей и природы и на основе чудесной книги, каковой является жизнь народа, пришли к выводам, которые нашли бы отражение в их произведениях: романах и стихах, песнях и театральных постановках, картинах и скульптуре, которые явятся их вкладом в сокровищницу нашей социалистической действительности.
Если наши писатели и все творческие работники искусства пойдут по этому пути, будут воспитываться в таком духе, душой и телом, со всей силой своего характера и глубиной чистых и пламенных чувств отдадутся революционному порыву жизни, они наверняка дадут народу и родине прекрасные произведения, которые явятся живым отображением той большой работы, которая ведется в нашей стране по строительству социализма и формированию нового человека. Их творчество по своей полезности и величию уподобится тогда гигантским гидростанциям, фабрикам и заводам, прекрасным полям пшеницы и побережью, сплошь покрытому фруктовыми деревьями; уподобится по своей красоте нашим городам, школам и детским садам, в которых звенят звонкие голоса счастливой детворы нашей социалистической страны, где рабочий класс, кооперативное крестьянство и народная интеллигенция с присущими им умом и мастерством строят новую, счастливую и зажиточную жизнь.
Считаю, что другим видом подспорья еще малоопытным и несформировавшимся писателям, помимо доброжелательных советов со стороны признанных поэтов, писателей, художников и музыкантов и замечаний, которые они делают в связи с творческой продукцией молодых, послужит особенно прекрасное и богатое творчество наших крупных талантов, их произведения, которые будут вдохновлять их более молодых и менее подготовленных в идейно-художественном отношении собратьев по искусству. Произведения, которые дали поэзии, прозе, музыке, живописи и др. наши признанные писатели и работники искусства, должны стать основным объектом изучения и источником вдохновения для всех, кто занимается литературой и искусством, они должны служить им образцом в плане этики, содержательности, трактовки проблем и т.п. Творчество признанных деятелей искусства является и будет великой помощью и школой не только для начинающих талантов, но и для широких кругов рядового читателя, который также воспитывается на нем; есть там чему поучиться и нам.
Лучшие произведения выдающихся писателей и деятелей искусств являются таковыми потому, что они насыщены правильными идеями и мыслями, которые не снизошли на их авторов свыше, а проистекают из знания реального положения вещей, нашей действительности, хода политической и общественной жизни народа. Эти идеи и мысли верно и точно передают желания, радости и горести, жизнь и глубокомыслие народа, они устремлены в наше будущее, поэтому чтение содержащих их произведений не только доставляет нам удовольствие, но и воодушевляет нас на труд, умножает наши силы. Объектом помощи молодняку должна стать, таким образом, не организация схематической помощи ему со стороны признанных авторов, а лучшие произведения последних. Если в произведениях писателей и других творческих работников искусства получают отображение сокровенные думы народа, его душевная широта, выводятся реальные и жизненно правдивые образы, то это побуждает тех, с кого они списаны, думать: своим трудом достойны ли мы этой чести? И сознание этого воодушевляет их на еще более самоотверженный труд, удесятеряет их силы.
В произведениях наших, даже молодых писателей, есть вдохновение, мысли, вкус, мастерство. Хотя не все они всегда отличаются достаточной глубиной и совершенством. Известно, что деревцо не сразу дает плоды, как только его посадишь в землю. То же самое и с молодыми писателями и работниками искусства. Однако со временем они вырастут, созреют и научатся создавать более хорошие произведения, с более высокими и более устойчивыми ценностями.
В своем творчестве молодые писатели должны вдохновляться, прежде всего, линией партии и грандиозными свершениями людей труда, но, как я уже говорил, должны и учиться у своих более старых и опытных собратьев по перу. Систематическая воспитательная работа с молодыми и даже старыми писателями и работниками искусства должна быть направлена также на терпеливое изживание у них эгоизма, честолюбия и высокомерия — этих родимых пятен, унаследованных нами от общества с антагонистическими классами. Это необходимо для того, чтобы молодые таланты — эти прекрасные, душистые, многоцветные бутоны — распустились самым пышным цветом в нашем социалистическом саду. Но, по-моему, нельзя рассчитывать на то, что все таланты в одно время достигнут одного и того же уровня. Поэтому не следует к месту и ни к месту делать сравнения между творческими индивидуумами, отмечая при этом, что произведения одного из них стоят на высоте, а чьи-то другие гроша ломаного не стоят! Нет, так поступать нельзя. Литература, искусство, музыка, даже сама экономика, науки и культура всех стран и народов мира не сразу достигли своего современного уровня — шаг за шагом они прошли все стадии развития, начиная от самых низших. Различия же, естественно, существовали всегда, и не только при высоком уровне развития наук, литературы и культуры, но и когда их еще и в помине не было. Время, жизнь сами производят различия.
В мировой литературе разных эпох и столетий упоминаются люди, пользовавшиеся в свое время огромной известностью, но в последующие века слава их померкла и, наконец, имена их вообще были преданы забвению. В книге о французской академии говорится о таких французских и мировых авторитетах, которые никогда не были приняты в Академию, как Мольер, Русо, Дидро, Бальзак и другие. Многие из них представляли туда свои кандидатуры, но они были отклонены. Кем же были отвергнуты их кандидатуры, и кто был избран вместо них? Авторы книги рассказывают, что вместо них в Академию прошли люди, творчество которых было весьма посредственным, и со временем многие из них были забыты, а имена некоторых из них вообще бесследно канули в лету. Один из авторов, сам академик пишет о величии и бессмертии Мольера, перед которым навсегда были захлопнуты двери Академии. В конечном счете, к чему было нужно Мольеру пышное кресло французской академии, если и поныне миллионы людей приходят взглянуть и с благоговейным трепетом коснуться того старого кресла, в котором он умер на сцене, играя в своей бессмертной комедии?
Я привел здесь пример с французской академией, чтобы показать, что лучшим судьей людей и их произведений является время. Те из них, которые представляют собой подлинные произведения искусства, шедевры, остаются жить в веках величественными и бессмертными монументами своим творцам, более посредственные живут лишь некоторое время, а бездарные и слабые отметаются навсегда. Сколько ни старайся навязать слабое произведение, оно все равно не выдержит испытаний времени. Обратная истина настолько же верна: сколько бы ни принижали и ни чернили настоящее произведение искусства, какой бы предвзятой и несправедливой критикой ни разражались в его адрес, оно выстоит, несмотря на всю эту осаду, и утвердится благодаря своей большой ценности.
Я считаю, что каждое произведение любого жанра имеет как свои положительные, так и слабые стороны. Именно поэтому и нужна критика, но критика не предвзятая, продиктованная завистью или другими нездоровыми побуждениями, а справедливая, объективная, плодотворная.
Я не претендую, приводя здесь ряд простых своих соображений, на роль литературного критика и не собираюсь прикидываться таковым. Я не из этой категории, тем не менее я считаю, что каждое произведение, к какому бы жанру оно ни принадлежало, должно иметь правильный политический, идеологический и моральный стержень и реально отображать положение и его общие характерные черты. Прежде всего, произведение должно вдохновлять читателей, воспитывать их и восхищать. Сила и интенсивность, с которыми оно сделает это, зависит от глубины идейного содержания, формы, стиля, образов, красок, применяемых автором.
Наши великие классики — Маркс, Энгельс, Ленин и Сталин в своих основополагающих трудах трактовали и проблемы литературы и искусства. Ревизионисты и троцкисты стараются умалить этот большой вклад классиков. Это они делают с тем, чтобы расчистить широкое поле для своих прохвостов всех мастей, отовсюду нахлынувших в искусство.
Я рекомендую товарищам писателям и всем работникам искусства и в особенности литературным критикам и искусствоведам, наряду с изучением марксизма-ленинизма, очень тщательно обращаться к тем местам в трудах классиков, где речь идет об оценке писателей и других представителей искусства. Они являют собой именно те образцы, которым мы должны следовать при оценке художественного произведения.
Как я уже сказал выше, в мои намерения не входит вдаваться во все тонкости настоящего критика, тем не менее, прошу меня извинить, ибо я собираюсь все же покритиковать здесь наших литературных критиков. Критика их порой бывает замысловатой и непонятной и поэтому не всегда доходит до тех, кто ее читает и желает что-то почерпнуть из нее. Многие критические статьи перегружены фразеологией, в которой тонет основное, авторы их щеголяют изощренными фразами и «специфической» терминологией, стараясь блеснуть своей «компетентностью» и показать, что они способны по косточкам разобрать произведение. Движимые подобными побуждениями, они забывают о читателе, который мало что извлекает для себя из таких критических статей. Я бы посоветовал нашим критикам побороть в себе склонность, если она у кого-либо из них проявится, к подражанию современным модернистским буржуазным критикам, которые темнят, запутывают и изощряют свою критику, оправдывая это тем, что в таком виде она якобы отвечает духу времени.
Буржуазной литературной и художественной критике также были присущи определенные стадии и формы в разные периоды. Читая убийственную, необычайно глубокую по содержанию и простую и доступную по форме критику Вольтера, или критиков первых десятилетий нашего века, убеждаешься, что они не прибегали к такой выспренной, изощренной и замысловатой форме, к которой прибегают теперь выродившиеся современные буржуазные и ревизионистские искусство, литература и критика.
Наша литературно-художественная критика должна вдохновляться примером великих классиков и нашей партии и следовать их принципиальному пути. Критика наша должна быть реалистической, как и сами произведения, которые она подвергает анализу, простой, ясной, доступной и понятной широким кругам читателей. Критика должна воспитывать, поэтому тот, кто с ней выступает, не должен брать такой тон, словно он вещает с высоты Олимпа, а доброжелательно и по-товарищески давать добрые советы автору разбираемого им произведения.
Помогая тем, кто занимается творчеством, необходимо проявлять, товарищи, такт. Необходимо считаться с психологией и чувствами людей. Замечание, высказанное здесь о том, что критика часто носит субъективный характер, справедлива. Действительно случается, что критика литературного или музыкального произведения носит преувеличенный и субъективный характер. Мы должны требовать от наших писателей, поэтов и всех творческих работников искусства, чтобы содержание, суть произведения отвечали правильному пути партии, были пронизаны здоровым революционным духом, служили делу построения социализма. Это главное, из чего должны исходить в своем творчестве наши авторы. Потом это уж дело самого писателя, поэта, композитора, как он реализует избранную им тему и образы. Он, лучше, чем кто бы то ни было другой, подберет отвечающие его вкусу художественные образы, выделит необходимый момент с тем, чтобы усилить идеологическую ось своего произведения и т.п. Здесь уж каждый из них сам себе хозяин. Совершенно ни к чему, например, указывать тому или иному писателю, что он должен вычеркнуть ту или иную строку и вписать вместо нее другую, заменить один художественный образ другим и т.п. В этом случае автор имеет право возразить собеседнику, предложив тому самому написать роман по своему вкусу, а его оставить в покое. Не следует злоупотреблять также и неуместной критикой литературно-художественных произведений, поскольку такое субъективное вмешательство является уже не помощью, а расправой. Такая критика недопустима. Если мы позволим делать бесконечные замечания в связи с одним опубликованным стихотворением, театральной пьесой и т.д., то в конце концов вещь будет измордована и после многочисленных переделок превратится в своего рода винегрет. Особенно важно взять верный тон в отношении молодых литераторов и не обескураживать и не отпугивать их безапелляционными заявлениями типа: «Твое стихотворение никуда не годится», «Рассказ написан очень слабо» и т.п. С другой стороны, не следует их захваливать без достаточных для этого оснований, так как от этого кое у кого может закружиться голова. Наша цель состоит в том, чтобы помочь им идти вперед, чтобы они, как другие, достойно служили своему народу. Короче говоря, если вещь отвечает идейно-политическим требованиям и имеет определенные художественные достоинства, но хромает в том или ином отношении, нечего особенно ломать голову над тем стоит ли печатать ее, выставлять, передавать или ставить на сцене, потому что стоит. Однако хочу подчеркнуть, что было бы неправильно и недопустимо с другой стороны, если бы литераторы и деятели искусства пренебрежительно относились к справедливой критике и замечаниям существенного идеологического и эстетического характера, со стороны критиков или читателей.
Наше театральное искусство, драматическое, оперное и балетное, приобрело опыт и создало свои традиции, тем не менее следует непрерывно прилагать усилия к поискам новых, более революционных средств и приемов с тем, чтобы обогащать этот опыт и совершенствовать традиции. Театр должен отображать нашу революционную действительность, стремление рабочего класса и кооперативного крестьянства к консолидации нового общества. Поскольку театр у нас является орудием политического и идейного воспитания людей, он должен быть понятным им, а чтобы быть таким, должен выражать их чувства и стремления.
Необходимо поднять нашу драматургию на более высокий уровень, изжить в ней шаблон и пошлость с тем, чтобы она не только стояла на уровне нынешних культурных запросов масс, посещающих театр, но и чтобы этот последний способствовал в то же время дальнейшему улучшению их вкусов и революционной устремленности к более культурной жизни.
Мы, конечно, против литературы модернистского драматического искусства, которое стремится вовлечь людей в общество потребления и подчинить их ему, лишить их чистых чувств и революционной человеческой морали в мыслях и поступках.
Конечно, наш революционный театр не носит и не может нести на себе отпечатка индивидуальных черт одного артиста, ему присущи лучшие черты массы, нашего социалистического общества. Однако это отнюдь не означает, что наш революционный театр принижает, недооценивает или подавляет личность и творческое дарование артиста, как утверждают это буржуазия и ее «теории» о театре. Напротив, наш революционный театр открывает перед артистами такой большой мир чувств и мыслей, который обогащает их духовно и расширяет их творческие возможности.
Внутренний мир наших артистов не знает тех ограничений, которые навязывает артисту буржуазное общество. В буржуазном обществе существует только иллюзия «свободного творчества» артиста, на самом же деле деятельность его обусловлена и определяется буржуазной действительностью, жизнью полной ненормальных, аморальных и экстравагантных явлений. Именно эти одурманивающие и экстравагантные явления создают у буржуазных писателей и артистов иллюзию «свободы творчества». Залы их кино и театров рассчитаны на то, чтобы вселять страх в сердца зрителей, чтобы страх этот преследовал их денно и нощно и стал, наконец, их второй натурой. Подобное содержание, цели, форму и эстетику отвергает и отбрасывает наша революционная эстетика, вдохновляющаяся чистыми чувствами народа и служением трудящимся массам.
Сквозь эту призму мы должны дать могучий толчок и нашему народному творчеству, посредством широкой активизации самодеятельности; под этим не следует понимать лишь народные песни и пляски, хотя эти два излюбленных народом жанра следует расширять и обогащать.
У нас имеются теперь свои мастера пера. Я не хочу сказать им, чтобы они не писали романов и поэм, ибо эти последние являются здоровой и необходимой пищей для воспитания наших людей социалистического общества, но замечаю у людей литературы тяготение следовать примеру тех, кто проложил себе путь в искусство с помощью романа или стихов, и нежелание с их стороны писать драмы, либретто, киносценарии и эстрадные скетчи, значение которых они явно недооценивают. Они оправдываются тем, что через силу не заставишь себя заниматься этим, что якобы у них нет склонности или отсутствует призвание к этому жанру. Как вредны и насколько безосновательны подобные рассуждения! В какую тяжелую ошибку впадают эти люди, оставляя без внимания или того хуже, недооценивая эти жанры, имеющие по существу такое огромное значение для воспитания наших людей. Даже те, у кого есть призвание к этим жанрам и кто уже проявил себя в этой области литературного и художественного творчества, начали постепенно отходить от них. Наши театры и кино каждый вечер до отказа наполняются зрителями. Что же они будут смотреть? Репертуары устарели, не в том смысле, что теперь уже никуда не годятся, а в том, что в них не находит отражений новая тематика. Фильмов создается мало, очень мало. Не следует претендовать и на безупречные театральные пьесы. Подобные требования, наверняка, привели бы к закрытию театров и вынудили бы нас без конца смотреть, как это на деле и происходит, к примеру, драматизацию романа «Овод». Почему бы не ставить почаще какое-либо из наших произведений, вместо бесконечного повторения «Овода», который уже столько раз передавался по телевизору, что стал как оскомина на зубах. «Овод» с его историческим сюжетом о карбонариях, не представляет такой уж большой ценности, чтобы в такой степени носиться с ним.
На экраны наших кинотеатров часто допускаются плохие, капиталистические и ревизионистские фильмы. Как мирятся наши люди с тем, что им показывают такие чехословацкие, румынские или венгерские ревизионистские фильмы, как, например, кинофильм «Как я стал милиционером», и другой, подобный этому вздор?
Отбор заграничных фильмов не только производится плохо, что сильно вредит делу воспитания наших людей и в особенности молодежи, но и оправдывается одними и теми же причинами: дескать, ничего не поделаешь, поскольку других фильмов нет. Я считаю, что фильмы, выпускаемые нашей отечественной киностудией, очень хороши, просто великолепны по сравнению с теми про бандитов, и ковбоев, которые нам преподносят из-за границы.
У нас есть замечательные артисты, которых без малейшего колебания можно расценивать как дарования мирового калибра. И здесь я имею в виду не только таких опытных актеров, как Сандер Проси, Петер Дека, Наим Фрашери, Тинка Курти, Ндрек Люца, Панди Раиди, Скендер Саллаку, но и молодых, таких как Рикард Лярья, Демир Хюскья, и ряд других юношей и девушек, имена которых я еще не знаю. Имея таких замечательных актеров и талантливых режиссеров, мы можем выпускать не два-три фильма в год, а значительно больше, достаточно только обеспечить их сценариями и создать им хорошие условия в работе и быту. Ведь им же просто цены нет, а мы не умеем хорошенько их использовать.
У нас есть и замечательные певцы, которых мы называем оперными. Пусть так, но они, наряду с эстрадными и народными певцами, доставляют большое удовольствие публике своими концертами. Разве нельзя этих крупных артистов, также как и других, менее высокого уровня, привлечь к участию в фильмах, играя в которых, они могли бы воспевать эту расцветающую на наших глазах прекрасную жизнь, которую мы строим собственными руками? Конечно, можно.
Ни в коем случае нельзя допускать, чтобы областная эстрада ограничивала свой репертуар несколькими песнями, скетчами и давала концерты только в тех городах, где она создана. Я считаю, что профессиональные областные эстрада и театры должны быть превращены в мощные центры и рычаги организации и пропаганды по расширению сети и поднятию уровня любительских театров на производственных предприятиях, в учреждениях, учебных заведениях и особенно в сельскохозяйственных кооперативах.
Испытываешь огромную радость, видя на сцене столичного театра оперы и балета, на областных концертах и эстрадах сотни и сотни молодых юношей и девушек — участников художественной самодеятельности, которые так прекрасно играют и поют настолько хорошо обработанными и мелодичными голосами, что забываешь о том, что перед тобой обыкновенные токари, работницы художественного предприятия имени Мигьени или комбината имени Сталина, валяльщики шерсти из Кукеса, студенты из Шкодера или ученики из Грамша.
Какое огромное развитие получило наше искусство! Эти молодые одаренные люди способны с чувством и глубоким пафосом играть в театральных постановках, исполнять важные роли в фильмах, петь и танцевать разные песни и танцы. Я имею в виду тех, кто не окончил специальных профессиональных учебных заведений, готовящих работников искусства. Такие учебные заведения у нас имеются, и мы увеличим их число, но мы не должны недооценивать то великое искусство, неиссякаемым источником которого является сам народ и которое расцветает у нас с каждым днем все более пышным цветом. Это дело мы должны лучше поставить.
Я знаю, что нашим городским профессиональным эстрадам дано указание выезжать с концертами и в деревни. Но, насколько мне известно, эти учреждения все еще не выполняют должным образом этой директивы партии, ведь и сейчас дают мало концертов на селе да и те преимущественно в деревнях, расположенных неподалеку от города. Наши профессиональные театры и эстрада обязаны охватить своей деятельностью все сельские районы, вплоть до самых глубинных, давать свои представления во всех деревнях.
Теперь повсюду, во всех сельскохозяйственных кооперативах страны, есть свои выдающиеся народные певцы и танцоры, талантливые музыканты, число которых растет изо дня в день и которые радуют и воспитывают широкие массы кооперативистов своим искусством. Нет сомнения, что в деревнях имеются и талантливые люди со склонностью к драматическому искусству, свои тонкие юмористы, из которых также можно создать в каждом сельскохозяйственном кооперативе группы, которые бы давали там театральные и эстрадные представления. Поэтому во время гастролей городских театральных и эстрадных групп по деревням они должны раскрывать эти таланты в гуще масс, поощрять их и активизировать, создавать с их помощью любительские театральные труппы, помогать им организоваться и встать на ноги, назначать из их среды художественных руководителей и проявлять о них заботу до тех пор, пока те смогут обходиться уже без их опеки. Это приведет к процветанию в нашей социалистической деревне и самодеятельного драматического искусства, даст возможность вырасти новым талантам, которые со временем пополнят сцены и обогатят репертуар наших профессиональных театров.
Учителя, работающие в сельскохозяйственных кооперативах, коммунисты и беспартийные, юноши и девушки, любящие искусство, должны способствовать массовизации художественной самодеятельности на селе. Там, рядом с ними, есть люди редких сценических дарований, обладающие тонким юмором, воспитатели и артисты по самому своему призванию. Сельские дома культуры в полном смысле слова должны стать настоящими очагами культуры. Посмотрите, как талантливо исполняют наши люди народные песни и пляски! Эти кооперативисты и кооперативистки, несомненно, способны также играть на сцене, они хорошо знают жизнь и, если их организовать как следует, они не только обретут радость для самих себя, по и станут приносить ее другим.
Но мы должны пойти еще дальше. Из среды народа во все времена выходили самородки, которые даже будучи неграмотными, создавали высокохудожественные произведения и даже шедевры. А теперь, когда все наши юноши и девушки имеют семилетнее или восьмилетнее образование, разве такого не может быть? Конечно, может. Давайте же работать, искать, поощрять, поддерживать их повсюду, где они есть — на производственных предприятиях, в учреждениях, сельскохозяйственных кооперативах и тогда у нас будет много кооперативистов, токарей, текстильщиц и работниц таких же, как на предприятии имени Мигьени, которые создают такие прекрасные художественные изделия, что приводят ими в восторг и вдохновляют даже профессиональных художников. Сломаем же стены холодного академизма, застывших форм, растопим лед, сковывающий столько молодых талантов, поскольку уже вошло в обычай считать, что для того или иного необходимо иметь специальное образование и т.п. Партия не против образования, но и тогда, когда у нас не было специальных учебных заведений, готовящих поэтов, музыкантов и художников, народ творил и продолжает творить и порождать замечательные таланты.
Лично я испытываю большое удовольствие слушая музыку как великих прогрессивных композиторов — мировых классиков, так и музыкальные произведения наших композиторов. Но, сказать по правде, прекрасные народные песни и танцы мне нравятся больше. Они волнуют меня своей красотой, выразительностью и одновременно простотой. И это не только оттого, что я албанец, а потому, что наши народные песни и танцы действительно хороши, очень хороши. Огромной заслугой партии является то, что она подняла на пьедестал и увековечила это редкостное богатство, унаследованное нами от прошлого.
Уже в первые годы после освобождения, когда народ наш был еще беден и переживал большие лишения, она энергично взялась за это дело, настаивала на том, чтобы производились народные музыкальные инструменты, поощряла народные песни и танцы. Вы помните, товарищи, когда были даны указания по этому вопросу? И вот теперь народные песни и инструменты стали духовной, такой здоровой пищей для наших трудящихся масс и молодежи.
Если писатель, поэт, музыкант или композитор хочет создать вдохновенное произведение о тяжелом прошлом албанского народа или о его счастливой жизни теперь пусть он обратится к народным песням и мелодиям, ибо в них обретет он мощный источник вдохновения. Вспомните, к примеру, песню «Остался я, друзья мои», которую и Дритеро Атоллы включил в свою поэму «Мать — Албания». Эта песня хороша не только подобранными с редким художественным мастерством словами, своей проникновенной задушевностью, но и тем, что в ней в сжатой, лаконичной форме отображено все тяжелое прошлое албанского народа. Невозможно наслушаться ею, когда ее с таким редкостным мастерством исполняют народные певцы Скрапарской области Демир Зико и Меди Куши с товарищами.
Нашему народу испокон веков был присущ оптимизм. В тяжелые и светлые времена он никогда не терял веры в будущее, и этот его оптимизм, это его величие увековечены в богатейшем наследии его устного творчества, в его песнях, танцах, костюмах и других замечательных его традициях. Это воистину нечто величественное, что способен осуществить в искусстве таким совершенным образом только гений народа.
Иногда я смотрю по телевизору концерты, которые дают группы народных певцов разных районов. Их программы содержат много прекрасных, высокохудожественных, как по содержанию, так и по форме вещей. Я неоднократно отмечал, что им нередко удается достигать в песнях логичного и впечатляющего переплетения старинной по форме народной мелодии и нового содержания. Так, например, мне очень нравятся песни, которые с таким чувством и любовью исполняет народная певица Фатиме Соколи о Байраме Цурри — герое Драгобии и о подвигах храбрецов, из народа этого края. В одной из телевизионных передач мне очень понравились также песни, которые исполняли народные певцы из города Кавайи, о девушках с золотыми руками, ткущих ковры, и о рабочих и работницах стекольного завода, расписывающих вазы розами. Слушая эту песню, прямо-таки ощущаешь нежный аромат роз. В одной из других передач я слушал и певцов из Эльбасана, города с музыкальными традициями, где еще 60 лет тому назад было открыто Педагогическое училище, одно из сыгравших большую роль учебных заведений, из стен которого, помимо целой армии учителей-патриотов, вышел не один музыкант и композитор. Сказать откровенно, «обработанные» мелодии фестиваля народной песни этого района, хотя мне и не хотелось бы их недооценивать, показались мне выхолощенными и холодными в сравнении с колоритностью, свежестью и красотой вдохновенных народных песен. Это не значит, что наши композиторы должны отказаться от «обработки» народных песен и танцев или, как ее там, «культивированной» музыки, однако занимаясь этой «обработкой» и «культивацией», недостаточно выхватить для этого отдельный аккорд или мелодию из всего огромного нашего национального наследия, необходимо при этом обеими ногами твердо стоять на родной земле, черпать вдохновение в творчестве, труде и чаяниях своего народа и стремиться к тому, чтобы делать это дело именно для него, и так, чтобы это отвечало его вкусам и требованиям. Оторвавшись от родной почвы, перестаешь не только служить своему народу, но и не заслужишь одобрения других народов, поскольку ничего не внесешь в общую сокровищницу передовой мировой культуры и искусства.
В один из других вечеров слушал по телевизору исполнение нескольких народных мелодий, обработанных для виолончели и фортепьяно. Получив от этого огромное удовольствие, я подумал: Вот как прекрасно может развиваться наша культивированная музыка на основе народных мотивов!
Именно по такому правильному пути шли, создавая свои лучшие произведения, наши композиторы Ческ Задея, Тиш Даийя и многие другие. Такие песни как «Тебе, Родина», написанная композитором Пьетром Гаци и исполняемая народным артистом Ментором Джемали, войдут бессмертным вкладом в сокровищницу нашего молодого искусства. Она воистину является гимном нашей социалистической родине, нашему несгибаемому народу и партии. Она родилась в тяжкие моменты ревизионистской блокады, и вся пронизана высоким революционным духом и оптимизмом. Не скажу ежедневно, но раз в два-три дня, в минуты трудностей или радостей, я с удовольствием слушаю ее, включая свой магнитофон, и всякий раз она волнует меня и воодушевляет на труд.
То же можно сказать и о многих других прекрасных песнях, таких, как песни Авни Муля и др., которые так любят и так охотно поют наши люди и которые прекрасно, с большим чувством и пафосом исполняются не только таким талантливыми и известными певцами, как Рамиз Ковачи, Гачо Чако, Баче Зеля и другими, но и молодыми певцами и певицами, профессионалами и непрофессионалами, как Зелиха Сина, Эма Чазими, Алида Хиску, Шучури Алюши, юная певица Виолета Зефи и многие другие.
Ни в коем случае мы не должны отказываться от народных песен; напротив, следует стремиться к тому, чтобы наши композиторы прочно опирались в своем творчестве именно на них. Неправильно, например, поставлено дело в средней музыкальной школе имени Иордана Мисья, где учащиеся вначале приобщаются к зарубежной классической музыке и уж затем только приступают к изучению албанской народной музыки. Замечание товарища Рамиза в связи с этим вполне справедливо. Сколько бы мы ни приобщали учащихся к зарубежной музыке, до них все равно не дойдет, к примеру, Лист, который, кстати, тоже стал знаменитым композитором именно потому, что ушел вдыхать жизнь и силу своего гения в народные венгерские рапсодии. То же можно сказать о Шопене, Бизе и других композиторах, прославившихся потому, что в основе их творчества лежала народная музыка.
Широкая и многообразная жизнь нашей страны выдвигает большую потребность в людях, занимающихся искусством, музыкой. Нужно раскрывать их, поддерживать, выводить на сцену, а затем наиболее выделившихся направлять в специальные учебные заведения, после окончания которых они во множестве снова вернутся в народ, так любящий у нас искусство.
Наша партия хочет и старается, чтобы каждое выходящее в свет произведение было во всех отношениях как можно более совершенным, однако совершенства достигнуть не так уже легко и, чтобы достигнуть его, нужно время, нужен опыт и к тому же еще талант, с которым человек не рождается на белый свет, а который формируется и развивается в процессе непрерывного воспитания и отшлифовки его способностей. У людей имеется много способностей, которые необходимо развивать и ставить на службу нашему социалистическому обществу. В этом деле, как и повсюду, партия должна играть решающую роль, не только с материальной стороны, но в особенности с идеологической, воспитывая людей в духе своей марксистско-ленинской идеологии. Наши поэты, писатели, музыканты и все творческие работники искусства должны учиться марксизму-ленинизму не только по книгам, но и у самой жизни, там, где он конкретно претворяется народом в жизнь. Книга имеет большое значение для расширения кругозора человека и его воспитания, поэтому у наших людей должны быть книги и им следует усердно их читать. Однако в деле воспитания людей, формирования у них мировоззрения нельзя ограничиваться только книгой. Более того, людям, не сформировавшимся идеологически и политически, имеющим к тому же экстравагантные наклонности, порицаемые партией, не следует давать в руки какие ни попало книги, и в особенности с вредным, тлетворным содержанием, ибо это отрицательно сказывается на них. Мы должны обеспечить наших читателей литературой, имеющей революционный характер. Однако при этом следует иметь в виду, что среди зарубежных писателей есть такие, которые, хотя и призывают рабочий класс к революции, самую революцию понимают не по-марксистски; в результате они неспособны в прозе, в поэзии давать такую трактовку дела революции, какую дают ему наши писатели, поэты и художники. Поэтому мы должны проявить большую заботу о том, чтобы наш молодняк от искусства непрерывно воспитывался и закалялся в духе идей марксизма-ленинизма, чтобы под руководством партии, он формировался и созревал, творил для народа и мыслил как он. Действуя таким образом, мы несомненно пожнем богатые и здоровые плоды.
В нашем литературном творчестве послевоенного периода выделилось много талантливых албанских писателей и поэтов. Со временем значительная часть их заслужила прочное признание, поэтому, я считаю, что написанные ими и пользующиеся у нас такой большой популярностью произведения должны стать объектом не случайного и поверхностного, а систематического изучения. Помню, как глубоко, систематически и основательно изучалось творчество французских писателей и поэтов во французской школе, которую я окончил. Но выдающиеся таланты есть и среди наших поэтов и писателей, тесно связанных с народом, у которого они учатся и черпают вдохновение, и создающих на этой здоровой почве высокоидейные художественные произведения. Поэтому нельзя допускать, чтобы их произведения читались кое-как, только формально, а затем сразу же ставились на полку в шкаф. Они должны внимательно и настойчиво изучаться, так как в них отображается великая правда жизни, героизм нашего народа, строителя социализма.
Прекрасные произведения наших писателей нравятся не только нам одним; они пользуются успехом и за рубежом. Я имею здесь в виду не только романы Исмаиля Кадаре, поэмы Дритеро Аголлы и ряда других наших литераторов, переведенные на иностранные языки, но и произведения многих других писателей и поэтов. Так, что если нам удастся самим подготовить хороших переводчиков на иностранные языки (поскольку нашим прекрасным языком иностранцы всегда пренебрегали и именно этим объясняется то, что в других странах нет людей, хорошо владеющих албанским языком), мы очень успешно сможем популяризировать албанское литературно-художественное творчество за рубежом. Поэтому давайте-ка примемся за дело с тем, чтобы самим подготовить кадры, хорошо владеющие иностранными языками, с тем, чтобы они переводили на них произведения наших писателей.
Нам известно, что выставка «Албанское искусство в веках», открытая нами в Париже, вызвала чрезвычайно живой отклик французской передовой общественности. Нам сообщили, что тысячи и тысячи людей, в том числе критики, литераторы, художники, философы, дипломаты и др., с жадным интересом устремлялись на эту нашу выставку, которую оценили как одну из лучших из всех организованных во французской столице. Посетители ее были поражены тем развитием, которое получило наше искусство, так же как были поражены зарубежные зрители Вторым Гирокастринским фестивалем народного фольклора, увидев снятый с него фильм, а несколько лет назад — нашей народной музыкой и танцами на фестивале в Дижоне, где было представлено наше замечательное народное искусство. Представьте себе, что будет, когда иностранцы получат высококачественные переводы поэзии и прозы наших писателей и перед ними раскроются многие стороны материальной и духовной Жизни нашего народа, строящего новую жизнь и подлинно социалистическое общество!
В этом направлении мы должны работать не покладая рук. Не достаточно пропагандировать за рубежом величие албанского народа только в области национальных традиции, необходимо познакомить мировую общественность также с великой борьбой и делом партии, той марксистско-ленинской партии, которая строит социализм в своей стране, нимало не страшась всесторонней борьбы, которую ведут против нее буржуазия и современные ревизионисты. Мы должны добиться того, чтобы буржуазно-ревизионистский мир воочию увидел великую силу марксизма-ленинизма в Албании не только в области экономики, но и в области искусства и культуры. Мы строим во всех направлениях с максимумом возможностей, которыми располагаем, что и видят в наших конкретных достижениях наши друзья, которых безмерно воодушевляет героизм нашего народа.
Многие иностранцы, даже и буржуа, хорошо отзываются о нашей стране. В прошлом Албания была для иностранцев «пустым местом», они ничего не знали о ней. Теперь же, когда они видят какое развитие получила наша археология и как высок уровень наших научных изысканий в этой области, они удивляются и говорят: «Просто невероятно, чтобы в этой стране таились такие сокровища?!» «Хорошо, что вы сами раскрыли их, — говорят они нам, — потому что, если бы вы поручили это другим, то они бы все у вас растащили». Есть за рубежом и крупные эрудиты, которые, как говорится, словно свои пять пальцев знают, к примеру, византийское искусство. Эти критики дают чрезвычайно высокую оценку настенной живописи Онуфрия и других албанских художников. Они не находят в этих художественных произведениях статичности византийского письма. В этих картинах, в их колорите и даже в утесах нашей страны, изображенных на них, они отмечают наличие особой живости и выразительности. «Даже святые, — говорят они, — имеют живые человеческие лица и изображаются как орлы на горах».
Вот все, что я хотел сказать в связи с некоторыми вопросами, поднятыми на этом заседании. Желаем всем работникам фронта литературы и искусства новых, еще больших успехов в осуществлении задач, поставленных 4-м пленумом Центрального комитета партии, а также других задач, выдвинутых партией, народом и строительством социализма перед литературой и искусством.
Сожалею о том, что я не смог еще осмотреть выставку изобразительных искусств, открытую к 30-летию Освобождения, так как мне помещала в этом чрезвычайная загруженность делами, о чем вы, товарищи, знаете; однако я непременно постараюсь выкроить для этого время. Мне говорили, что там выставлены очень хорошие как с идеологической точки зрения, так и в художественном отношении работы. Молодые таланты, несомненно, будут расти. Это имеет для будущего очень важное значение. Сама эта новая выставка говорит о больших наших достижениях в этой области. Желаю вам успеха в работе!

<<  На предыдущую страницу На следующую страницу  >>

1 2 3 4 >> Текущая страница 5 << 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

     Перейти на главную страницу сайта           Перейти на главную страницу сайта     

© enverhoxha.ru
2008-2017