
Для понимания того, как и почему  такая огромная власть была сосредоточена в руках Сталина, мы должны рассмотреть  ситуацию, сложившуюся на XV  Съезде партии. Читая протоколы Съезда, невольно удивляешься происходившему.  Элементы из оппозиции требуют элементарного демократического отношения к себе,  они требуют простого обмена мнениями, в то время как Съезд выкрикивает: «Долой  оппозиционные элементы! Да здравствует Сталин!». И это было не ущемлением  пролетарской демократии, а ее утверждением. Съезд защищал революционный курс  против мелкобуржуазной фразеологии. И представителем этого революционного курса  был Сталин, который впервые прямо и четко поднял вопрос о построении социализма  в отдельно взятой стране, представил историческое обоснование развитию  сельского хозяйства по пути социалистического строительства путем массовой  коллективизации и руководил индустриализацией страны.
        

Партия  и народ доверяли Сталину. Есть ли необходимость в таком доверии вождям на этом  этапе? Каждый, кто претендует называться марксистом, должен признать, что  демократию нужно рассматривать, как и любое общественное явление, в  конкретно-историческом контексте. В своей начальной стадии пролетарская  демократия (особенно в такой отсталой стране, как Россия) должна быть выражена  в жесткой (насколько это возможно) централизации государственной власти.  Пролетариат осуществил такую централизацию, оказавшись перед лицом смертельной  опасности, подобно тому, как на фронте внедряется армейская дисциплина. Встает  вопрос: нужно ли доверять командиру, в руках которого судьба революционной  армии в решающий момент? Совершенно ясно, что оппортунистические фразы о  демократии призваны маскировать буржуазный индивидуализм и попытки в  определенный момент провести в жизнь возможность сдачи позиций. Кто хочет  бороться, тот не может обойтись без командира. И теперь, когда Сталин умер, мы  будем бороться в батальонах под командованием Мао Цзэдуна и Энвера Ходжа.
        

Рассмотрим  этот вопрос со стороны организации работы. Понятно, что при уровне  экономического развития, который имел место в то время, разделение труда не  только нельзя было ослабить, но оно даже не было развито на достаточном уровне.  Функция государственной власти, как одна из функций общественной активности, предполагала  особенную важность своей независимости. И это не было отрицанием демократии.  Народные массы сознательно передали власть выбранным ими представителям,  которые в революционной борьбе доказали свою марксистскую закалку и преданность  народным массам.
        

Ленин  обычно говорил, что за невежество приходится платить в самых разнообразных  формах. Сообразно этому он делал упор на привлечение буржуазных специалистов к  обслуживанию пролетариата. Но плата за наше невежество приобретала,  по-видимому, и другие, более сложные формы. Это может быть легко объяснено на  конкретных примерах. Так, к примеру, бывший бундовец, ставший секретарем  регионального комитета партии, не умел распознавать общее в экономических и  политических проблемах. Он обычно говорил: «Дайте мне декрет, и я кого угодно  заставлю его выполнять силой оружия». В этой ситуации реальная сила была  закономерно сосредоточена в руках тех, кто владел знаниями, революционным  опытом и авторитетом. Было ли такое положение дел хорошим с точки зрения  абстрактных социалистических идеалов? Предположим, это было плохо. Но что могут  противопоставить этому те, кто действительно хочет воплотить теорию социализма  на практике? Совершенно определенно, что это отклонение, как и привлечение  буржуазных специалистов, было «платой» старому порядку вещей благодаря нашему  подавляющему невежеству. Отклонение от полного социалистического равноправия  было неизбежным в условиях нашей культурной отсталости. Оппортунисты в полемике  со своими оппонентами любят употреблять фразеологию о том, что они якобы левые — левее некуда. Но почему же тогда они отказываются понимать логику  сегодняшнего общественного развития? Более того, ясно, что они пытаются выставить  себя как самых последовательных и более демократичных, чем сами народные масс.  А между тем последние сами решили вопрос о том, нужны ли в борьбе лидеры и  нужно ли им подчиняться, задолго до того, как это сделали за них кабинетные  демократы.