 Такой же экскурс совершается в  историю зарождения советского социал-империализма. Здесь мы уже рассматривали  взгляды АПТ на эту проблему, и приведем только одно высказывание Энвера Ходжа  из «Империализма и революции»:
          «Самую  большую услугу мировому капитализму в борьбе против социализма, революции и  марксизма-ленинизма оказали хрущевские ревизионисты, которые после смерти  Сталина захватили власть в Советском Союзе. Появление ревизионистской группы  Хрущева было самой крупной политической и идеологической победой стратегии  империализма после второй мировой войны... Контрреволюционный переворот в  Советском Союзе безмерно обрадовал американских империалистов и все другие  капиталистические державы потому, что самое могучее социалистическое  государство, оплот революции и освобождения народов, отходило от пути  социализма и марксизма-ленинизма и превращалось в теории и на практике в опору  контрреволюции, капитализма» (Энвер  Ходжа, «Империализм и революция». Издательство «8 НЕНТОРИ», Тирана, 1979г., изд. на русском языке, стр. 19).
          Далее  Энвер Ходжа рассматривает в цифрах и фактах стратегию американского  империализма и советского социал-империализма, их агрессивную конкуренцию, с  одной стороны, и их льстивые речи и сделки друг с другом, с другой.
          К  этим двум империализмам прибавился еще один — китайский империализм,  официальной идеологией которого стала маоистская теория «трех миров», которая  обслуживала стратегию стремления окрепшего капиталистического Китая стать третьей  сверхдержавой.
          «В  национальном масштабе китайский социал-империализм поставил себе задачу  уничтожить любые меры социалистического характера, которые могли быть  предприняты после освобождения, и установить в стране, в базисе и надстройке,  капиталистическую систему, сделать Китай до конца нынешнего столетия великой  капиталистической державой путем проведения так называемых «четырех  модернизаций» — промышленности, сельского хозяйства, армии и науки» (там  же, стр. 43-44).
          «Китай  аплодирует американским взглядам и действиям, направленным против  ревизионистского Советского Союза, ибо он стремится доказать, будто они служат  революции, способствуют ослаблению великой, наиопаснейшей в мире державы,  советского социал-империализма. Американский империализм, со своей стороны,  аплодирует взглядам и действиям Китая, направленным против ревизионистского  Советского Союза, ибо, как выразился один из ближайших сотрудников Картера,  «китайско-советский конфликт создает какую-то более плюралистскую глобальную  структуру», которую американский империализм предпочитает, считает сообразным  со своими представлениями о том, «как должен быть организован мир», т. е.  о том, как подстрекать других свернуть шею друг другу, после чего Соединенным  Штатам Америки легче господствовать над всем миром... Своей прагматической и  бестолковой политикой Китай стал союзником американского империализма...» (там  же, стр. 47-48).
          «В  своем стратегическом плане социал-империалистический Китай стремится  распространить свое влияние и свою гегемонию на страны «третьего мира», как он  их именует. Теория о «третьем мире» имеет большое значение для Китая. Мао  Цзэдун провозгласил эту «теорию» не как мечтатель, а в определенных  гегемонистских целях — чтобы установить мировое господство Китая. Его преемники  проводят эту же стратегию...» (там же, стр. 52).
          Итак,  в чем же суть теории «трех миров»? В противоположность классикам  марксизма-ленинизма, которые делили человечество на два мира — пролетариат и  буржуазию, Мао и его последователи выдвинули теорию о том, что человечество  делится на три мира. Первый мир — это две великие империалистические державы,  СССР и США. Второй мир — это развитые капиталистические и империалистические  страны Западной Европы. Третий мир — это отсталые капиталистические и  полуфеодальные страны, к которым маоисты механически добавляли и  социалистические страны якобы для «оказания помощи революционному движению».  Китайские ревизионисты считали, что «третий мир» — это передовая революционная  сила, способная перевернуть мировой порядок, напрочь забывая (естественно,  вполне целенаправленно «забывая») о том, что в большинстве стран «третьего  мира» правят буржуазно-помещичьи реакционные клики, которые хотя бы в силу  своего экономического положения всегда будут выступать против революции и  подавлять ее самыми безжалостными методами. Ни один истинный марксист никогда  не поставит на одну доску с борющимся пролетариатом и народом реакционный  режим, не назовет его частью авангарда революции! Маоисты не только  теоретически скатились до таких суждений, но и на практике действовали  соответствующим образом: в Китае всегда получали теплый «братский» прием враги  народов вроде Мобуту и даже откровенные фашисты вроде Пиночета.
          Но  это еще не конец того ревизионистского тупика, в который зашли китайские  социал-империалисты со своей теорией о «трех мирах». Своим основным  конкурентом, у которого можно было отхватить выгодные куски территорий в случае  мировой войны, они считали Советский Союз. Поэтому они «теоретически  обосновали» союз «третьего мира» с «вторым миром» и частью «первого мира» (США)  для уничтожения другой части «первого мира» — Советского Союза, называя его  самым опасным. Китайцы называли США «неопасным империализмом», сравнивая его с  загнанной крысой. С этой-то «крысой» они и заключили союз, присовокупив к  альянсу еще и других «крыс» — западноевропейские капиталистические державы.  Таким образом, маоисты под маской борьбы против империализма заключили союз  с... империализмом! Это в корне противоречит тому, чему учили классики  марксизма-ленинизма.
          «...Победу над чужим империализмом,  победу, достигаемую в формальном или фактическом союзе с «дружественным»  империализмом, мы всегда отвергали, как метод недопустимый и вообще негодный» (В.И. Ленин, т. 26, стр. 404).
          «С  той или с другой из двух гигантски-сильных групп империалистических хищников —  так ставит основной вопрос современной внешней политики капиталистическая  действительность. Так ставится этот вопрос классом капиталистов. Так ставится  вопрос, разумеется, и широкой мелкобуржуазной массой, сохраняющей старые  капиталистические взгляды и предрассудки... Тому, чья мысль не выходит за  пределы капиталистических отношений, непонятно, что рабочий класс, если он  сознателен, ни за одну группу империалистических хищников стоять не может» (В.И. Ленин, т. 25, стр. 67).
      
     |